Телезрителям дадут еще 10 бесплатных каналов

Совет федерации одобрил законопроект, обеспечивающий каналам второго мультиплекса бесплатное присутствие в кабельных и спутниковых сетях. Бесплатными эти каналы должны стать и для потребителей: операторы не смогут брать абонентскую плату за их просмотр. В условиях кризиса это вызовет отток подписчиков платных пакетов, который может стоить отрасли 20 млрд руб. в год, опасаются участники рынка.
Поправки к законам О СМИ и О связи, расширяющие список обязательных для распространения в кабельных и спутниковых сетях телеканалов, вчера одобрил Совет федерации. Они вступят в силу после подписания президентом. Согласно документу, распространяться во всех средах без заключения договоров с вещателями, без взимания с них платы за их трансляцию, а также без взимания платы с абонентов должны будут каналы второго мультиплекса — пакета цифровых телеканалов, список которых определен Федеральной конкурсной комиссией. В него входят СТС, Домашний, РЕН ТВ, Спорт плюс, Звезда, Мир, ТНТ, Муз ТВ, Спас и ТВ-3. До сих пор право бесплатного распространения в кабельном и спутниковом ТВ (так называемый принцип must carry) было закреплено лишь за десятью каналами первого мультиплекса (Первый канал, НТВ, каналы ВГТРК и др.). Кроме того, законопроект запрещает операторам изменять порядок каналов, то есть первые 20 кнопок всегда должны быть заняты каналами первого и второго мультиплексов.
Инициатором поправок в декабре выступило Минкомсвязи РФ. Возникают прецеденты, когда операторы пытаются взимать с каналов деньги за распространение и наоборот, объяснял ранее Ъ замглавы Минкомсвязи Алексей Волин. Вхождение в кабельные сети для каналов второго мультиплекса действительно было предметом переговоров с операторами. Например, СТС Медиа в разделе рисков своей отчетности указывает, что не может гарантировать покрытие своих каналов в кабельных сетях именно из-за отсутствия для них принципа must carry. Для каждого канала плата за распространение варьируется в зависимости от его популярности среди аудитории и модели распространения (рекламная или подписная), объясняет сотрудник кабельного оператора. По словам гендиректора одного из каналов, такая плата может составлять сотни тысяч рублей с вещателя крупному оператору в месяц.
Предлагаемые законопроектом изменения могут привести к ощутимому снижению объемов выручки рынка телевещания не менее чем на 20 млрд руб., говорится в июньском проекте заключения комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (текст есть у Ъ). Дело в том, что расширение списка бесплатных каналов может спровоцировать абонентов на переключение с базовых пакетов на условно бесплатный пакет. В документе также приводятся данные исследований, согласно которым не менее 85% абонентов в принципе желают смотреть только эфирные телеканалы. Весь объем рынка платного ТВ, по данным iKS-Consulting, составил в 2014 году 61,2 млрд руб., число его абонентов составило 37,5 млн.В кризис абоненты действительно будут переходить с платных каналов на бесплатные, рассуждает гендиректор Орион Экспресса Кирилл Махновский. По его мнению, в безвыходной ситуации окажутся и кабельные, и спутниковые операторы: Если 85% абонентов будут смотреть бесплатные каналы, для отрасли это будет означать не просто потерю 20 млрд руб., а полный крах. Оценка потенциальных потерь рынка на уровне 20 млрд руб. в год реалистична, соглашается представитель Акадо.
Тем не менее, по словам господина Махновского, законопроект обсуждался с чиновниками на базе Ассоциации кабельного телевидения России, и часть пожеланий операторов были услышаны. Так, изначально Минкомсвязи планировало также защитить местные телеканалы: отнести их к общедоступным обязательным и распространять в кабеле бесплатно. Но в ходе рассмотрения проекта в Госдуме региональные и муниципальные каналы были из него исключены.