Орион Экспресс вошел в четверку

За первое полугодие 2015 г. абонентская база оператора непосредственного спутникового вещания Орион Экспресс выросла на 5% до 2,7 млн домохозяйств. За отчетный период компания подключила 119 тыс. абонентов. По данным iKS-Consulting, Орион Экспресс занял четвертое место в рейтинге операторов платного ТВ. Тем не менее, на фоне кризисных явления в экономике Орион Экспресс уже не планирует подключить трехмиллионного абонента в 2015 г., как прогнозировал ранее.
Об этом журналиста рассказал генеральный директор ООО Орион Экспресс Кирилл Махновский.
Ооператор продемонстрировал рост среднего ARPU на 18% для бюджетного пакета и на 10% – для среднеценового по отношению к концу 2014 г. За первое полугодие 2015 г. размер среднего ARPU оператора вырос до 79 руб. для бюджетного пакета и до 249 руб. для среднего. На этот показатель повлиял рост спроса у абонентов на дополнительные пакеты, а также переход большинства (более 80%) из них на помесячную оплату подписки. Одной из причин роста ARPU является неуверенность абонентов в завтрашнем дне, и поэтому все больше подписчиков платят помесячно, хотя при оплате на один-три года вперед цена в пересчете на один месяц существенно ниже, – отметил Кирилл Махновский.
По словам заместителя генерального директора Ориона Марии Жилиной, доля абонентов Орион Экспресс, платящих за год или два вперед, в первом полугодии 2015 г. сократилась с 50% до 20% от абонентской базы компании.
В портфеле Орион Экспресс услуги DTH (оказание услуг платного ТВ абонентам) составляют 79%, комплекс услуг телевещателям – 16%, а дистрибуция телеканалов – 5%, – отметил Кирилл Махновский. Объем реализованной спутниковой емкости за отчетный период превысил 37 МГц. На платформе Орион Экспресс размещено более 300 каналов, причем около 20 из них – в HD. Общий объем спутниковой емкости оператора составляет 695,79 МГц. Общий объем поступлений за первое полугодие составил 1,53 млрд руб., что на 5% превышает показатель аналогичного периода 2014 г.
По приросту абонентской базы в первом полугодии 2015 г. (по отношению к концу 2014 г.) в портфеле группы лидируют Петербург (15%), Ленинградская область (15%), Москва (14%), Чукотский АО (11%), Республика Алтай (11%), Челябинская область (10%), Забайкальский край (10%), Республика Бурятия (10%).
В феврале текущего года Орион Экспресс сообщал, что планирует сохранить темпы роста, опережающие рынок, и подключить в 2015 г. трехмиллионного абонента Телекарты. Вчера Кирилл Махновский отметил, что оператор скорректировал прогноз, так как ему вряд ли удастся достигнуть такого показателя. Сказалась кризисная ситуация и развитие приставок DVB-T. Если абонент не в состоянии заплатить за спутниковое, он покупает такую приставку, – пояснил он.
Сейчас доля Орион Экспресс на рынке платного ТВ составляет 7%, отметил Кирилл Махновский, сославшись на данные консалтингового агентства iKS Consulting. НАО Национальная спутниковая компания (бренд Триколор ТВ) занимает 29% рынка, ПАО Ростелеком – 21%, ПАО Мобильные ТелеСистемы – 8%. Мы занимаем четвертое место, причем по итогам 2014 г. четвертым был АО ЭР-Телеком Холдинг. В этом году Орион Экспресс обошел ЭР-Телеком на несколько десятков тысяч абонентов, – подчеркнул Кирилл Махновский. – Наверное, такая тенденция сохранится в дальнейшем. В будущем мы надеемся выйти на третье место среди всех операторов платного ТВ.
Стоимость подписки на пакеты телеканалов оператора осталась неизменной, несмотря на кризис. Более того, в апреле 2015 г. Орион Экспресс произвел единовременный подъем на свою спутниковую платформу 24 телеканалов. А базовые пакеты Телекарты за отчетный период пополнились 44 телеканалами и включают в себя более 200 телеканалов. Чтобы привлечь новых абонентов, оператор в июне 2015 г. запустил акционные пакеты Легкий и Легкий Восток, в которые вошло 27-60 каналов при абонентской плате 600 руб. в год. Акция рассчитана на абонентов, которые при выборе спутникового оператора руководствуются в первую очередь ценой.
Орион Экспресс также сохранил абонентские отчисления зарубежным телеканалам на прежнем уровне за счет фиксации курса валют в диапазоне 38-50 руб. Мы приняли решение о фиксации курса еще в прошлом году, в связи с неконтролируемыми скачками курсов валют до 80 руб. Телеканалы это приняли, хотя и сопротивлялись вначале, – отметил гендиректор Орион Экспресс. Он пояснил, что отношение оператора с телеканалом зависит от договоров: если был заключен долгосрочный договор, то попытки телеканала поднять стоимость абонентских отчислений ничего не принесут.
Кризисные явления в экономике не миновали рынок спутникового ТВ, признает Кирилл Махновский. Однако мы не наблюдаем сокращения числа платящих пользователей. Напротив, абоненты Орион Экспресс стали больше интересоваться дополнительными пакетам и специальными предложениями, – говорит Кирилл Махновский. По его словам, операторам спутникового вещания в дальнейшем необходимо сформировать и поддержать готовность потребителя платить за персонализированный выбор.
По оценкам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК Фридом Финанс Георгия Ващенко, Орион Экспресс констатирует замедление роста рынка. В 2015 г. рост абонентской базы составит около 5%, поэтому результаты компании можно оценить как слабопозитивные. Тем не менее, хорошим достижением можно считать рост ARPU на 18% – это лучший результат в сегменте. Вероятно, в дальнейшем компании придется повышать цены и сокращать количество каналов, на этом фоне сложно будет наращивать абонентскую базу, – отметил он.
По словам представителя iKS Consulting, прирост абонентской базы Орион Экспресс составил 5%, в то время как темпы роста абонбазы всего рынка платного ТВ составили 3%. Кроме того, компания является абсолютным лидером по доле на рынке в Дальневосточном федеральном округе. Что касается общего объема поступлений у оператора, то на конец года мы прогнозируем, что они составят около 3,3 млрд руб., – отметил он. Напомним, объем поступлений оператора в 2014 г. составлял 3,34 млрд руб.
Аналитик ИХ Финам Тимур Нигматуллин считает представленные результаты нейтральными. Динамика прироста активной абонентской базы Орион Экспресс немного опережает динамику всего рынка платного ТВ, но в этом заслуга не столько самой компании, сколько эффекта низкой базы. Учитывая динамику посегментного ARPU и активной абонентской базы, я ожидаю существенного ускорения темпов роста выручки в текущем году по сравнению с прошлым годом. Судя по всему, показатель прибавит около 10% год к году, – подчеркнул он.