Спутниковое вещание в России: 20 лет на высоте

На этой неделе исполняется 20 лет с момента выхода в эфир первого в России оператора непосредственного спутникового вещания (DTH) – компании НТВ-Плюс.

Де-факто 20-летие отмечает весь российский рынок DTH.

1 сентября 1996 года на выставке Будущее России в Нижнем Новгороде первый спутниковый ресивер НТВ-Плюс торжественно включил премьер-министр РФ Виктор Черномырдин. НТВ-Плюс начал работать через аналоговые спутники Галс-1 и Галс-2, принадлежавшие международной организации Интерспутник, для чего в июне 1996 года оба Галса были переведены из точки 71° в.д. в позицию 36° в.д.Возможность принимать большое количество ТВ-каналов на огромной территории и не зависеть от ближайшей телебашни была поистине революционной. НТВ-Плюс вышел в эфир с каналом Наше кино (он показывал российские фильмы), 1 октября компания запустила канал Мир кино (он специализировался на показе зарубежных фильмов), затем стартовали каналы Спорт и музыкальный. Пятый – Ночной канал – появился в мае 1997 года, а в конце лета 1997 года начал вещание канал Детский мир. До марта 1997 года прием сигнала НТВ-Плюс был бесплатным – пользователю требовалось только купить комплект приемного оборудования со спутниковой антенной (минимальная цена которого составляла $239). В марте НТВ-Плюс ввел кодирование сигнала разработки фирмы Viaccess и абонентскую плату – $12 в месяц (к тому моменту услугами компании пользовалось 17 тыс. домохозяйств, 5 тыс. из которых располагались в Москве).
НТВ-Плюс прошел длинный путь не только на земле, но и в космосе. Начав с аренды аналоговых спутников Галс, компания вскоре озаботилась созданием собственного орбитального ресурса. При содействии фирмы Гейзер дочерняя структура НТВ-Плюс – Бонум-1 – получила все пять позиций, которые ITU выделил России для систем непосредственного спутникового вещания: 36°, 56°, 86°, 110° и 140° в.д.
Еще до выхода в эфир, в июле 1996 года, ЗАО Бонум-1 заключило договор на строительство спутника Галс-Р16 с 16 транспондерами на борту с ЗАО Информкосмос, а последний заказал этот космический аппарат железногорскому НПО прикладной механики (НПО ПМ, ныне – ИСС им. академика М.Ф.Решетнева). На строительство спутника Галс-Р16 Бонум-1 привлек во Внешэкономбанке 10-летний кредит на сумму $70 млн.
По плану, НПО ПМ должно было изготовить Галс-Р16 к 2000 году. Чтобы не терять времени, Бонум-1 и НТВ-Плюс в 1997 году за символическую плату $1 арендовали у французского оператора Eutelsat спутник TDF-2 c тремя цифровыми транспондерами на борту, которому оставалось жить на орбите от силы два года. По заказу НТВ-Плюс Eutelsat перевел спутник TDF-2 в точку 56° в.д., оставив управление им за собой. Комплекс телеметрии и управления Eutelsat располагался в Синтре (Португалия) и не видел эту восточную точку на орбите. Поэтому НТВ-Плюс построил в Екатеринбурге телепорт, на который Eutelsat подавал команды управления из Синтры. Задействовав в середине года космический аппарат TDF-2, НТВ-Плюс впервые смог организовать цифровое вещание.
В октябре 1997 года ЗАО Бонум-1 заключило с американской корпорацией Hughes Space & Communications International Inc. контракт стоимостью $138 млн – на строительство цифрового 8-транспондерного спутника, его запуск и страхование, а также создание наземной станции управления. Спутник получил наименование Bonum-1. Hughes изготовил спутник Bonum-1в рекордный срок – за 16 месяцев, и в ноябре 1998 года он был выведен в орбитальную позицию 36° в.д. с космодрома на мысе Канаверал (США) ракетой Delta 2. Ни до, ни после этого ни один заказчик спутников в России не выводил их на орбиту американской ракетой, а Bonum-1 по сей день остается единственным российским космическим аппаратом, изготовленным в США.
В 2000 году Eutelsat запустил в орбитальную позицию 36° в.д. спутник W4 (позднее он был переименован в Eutelsat 36А), 19 транспондеров которого предназначались для НТВ-Плюс. Находившийся в этой точке космический аппарат Bonum-1 НТВ-Плюс перевел в позицию 56° в.д., расширив зону вещания на территорию Сибири.Появившись в середине 1990-х годов, НТВ-Плюс был ярким проявлением российской экономики тех лет – олигархического капитализма. Создателем НТВ-Плюс, как и телеканала НТВ, был холдинг Медиа-Мост Владимира Гусинского. Как и другие олигархи, он мастерски использовал ресурсы государства для финансирования частных проектов. В частности, правительство России стало гарантом по кредиту на $138 млн для создания и запуска спутника Bonum-1, который ЗАО Бонум-1 взяло в американском Eximbank. В то время госгарантии на сумму более $100 млн должны были предварительно получать одобрение Государственной Думы. Для того чтобы обойти это требование и ускорить процесс, было решено разбить сумму на две части. 10 июня 1997 года премьер-министр РФ Виктор Черномырдин подписал два распоряжения правительства (№813-р и №814-р) о предоставлении государственных гарантий по кредиту американского Eximbank на создание спутника и наземного сегмента управления: одно – на $64 млн, а второе – на $76 млн.
В 1999 году начался конфликт Владимира Гусинского с государством. В середине 1999 года Внешэкономбанк отказался продлить действие двухлетней кредитной линии, которую НТВ-Плюс получил годом ранее для покрытия операционных расходов на стартовом этапе. В том же году Гусинский покинул Россию.В 2000-2001 годах кредиты на создание спутника Bonum-1, которые НТВ-Плюс/Бонум-1 взяли под гарантии правительства РФ, обернулись против этих компаний. Министерство финансов России подало к ЗАО Бонум-1 четыре иска о досрочном взыскании этих средств. В апреле 2001 года судебные приставы наложили арест на спутник Bonum-1, а в мае-июне того же года российские суды различных инстанций удовлетворили все иски Минфина, в частности первые три – на суммы $27 млн, $88 млн и $62 млн. Из-за резкого прекращения финансирования не был достроен и спутник Галс-Р16.
Несмотря ни на что НТВ-Плюс продолжал работать и подключал новых абонентов, хотя судебные баталии вокруг компании велись до 2003 года. С ноября 2001 года доли в уставном капитале ЗАО НТВ-Плюс начали переходить под контроль холдинга Газпром-Медиа. В сентябре 2003 года по распоряжению Минимущества РФ спутниковые активы ЗАО Бонум-1, признанного банкротом – космический аппарат Bonum-1 в точке 56° в.д., приемо-передающие станции в Останкино, Сколково и Екатеринбурге, – были переданы во ФГУП Космическая связь (ГПКС). С октября 2003 года в ГПКС перешел весь коллектив Бонум-1.
С того момента началась новая страница истории НТВ-Плюс. По итогам 2004 года НТВ-Плюс вышел на точку безубыточности: количество подписчиков компании составило 360 тыс. домохозяйств. До 2005 года компания наслаждалась эксклюзивным положением на рынке. Но проторенный ею путь привлекал конкурентов, и в 2005 году в эфир вышли сразу два новых оператора DTH: StarGate-TV (который позднее превратился в Орион Экспресс) и Национальная спутниковая компания, начавшая работать в декабре того года под маркой Триколор ТВ.
Усилиями этой DTH-тройки российский рынок непосредственного спутникового вещания вырос в серьезную индустрию. Ныне количество подписчиков услуг DTH в России превышает 16 млн – это около 40% всех российских абонентов платного ТВ и без малого 30% всех домохозяйств в стране. Несмотря на замедление темпов роста в этот сектор идут и новые игроки: в 2015 году на рынок DTH вышла компания МТС, которая заменила насильственно обанкротившуюся сеть Радуга ТВ.
Первые 20 лет DTH-индустрии в России позади. Впереди – многие годы дальнейшего развития, в которые конкуренция между операторами спутникового вещания перейдет в плоскость уровня сервиса и абонентской лояльности, а также новых вещательных технологий, включая массовое внедрение телевидения сверхвысокой четкости (Ultra HD).