Дорогое телевидение

Из-за запрета на рекламу неэфирные каналы повышают цены на контент.

Запрет рекламы на платном ТВ заставляет его производителей пересмотреть финансовые условия работы с операторами. Как стало известно Ъ, шведская Viasat, рекламные доходы которой в России превышали 0,5 млрд руб. в год, предупредила о повышении стоимости своих каналов для кабельных сетей почти в полтора раза. Viasat принадлежат одни из самых популярных в России тематических каналов TV1000 и TV1000 Русское кино, которые ежемесячно смотрят около 20 млн россиян.
С сентября группа компаний Viasat начала рассылать операторам платного ТВ уведомления о повышении лицензионных платежей, рассказал Ъ источник в одном из операторов. С 1 января вступают в силу нормы, запрещающие коммерческую рекламу на неэфирных каналах, в связи с чем Viasat не сможет финансировать за ее счет ряд проектов, включая закупки контента, говорится в письме (копия есть у Ъ). Компания сообщает, что для поддержания конкурентоспособности и качества каналов вынуждена с 1 января повысить размер лицензионной платы на 42%. Сотрудник еще одного оператора, получившего такое письмо, подтверждает, что речь идет о росте примерно на 40%. По действующим расценкам Viasat может получать от крупного оператора несколько десятков миллионов рублей в год, говорит один из собеседников Ъ.
PR-директор Viasat Алексей Бырдин отказался от комментариев. Из опрошенных Ъ крупнейших телепровайдеров факт получения письма подтвердили в Акадо и Вымпелкоме. 

Мы анализируем целесообразность продолжения сотрудничества в подобных условиях,— заявила пресс-секретарь Вымпелкома Анна Айбашева. Акадо готово к диалогу с партнером, говорит руководитель пресс-службы оператора Денис Рычка. Нас беспокоит, как это скажется на абонентах, которые ощутят последствия ценовой политики телеканалов в виде возможного повышения абонентской платы,— отмечает он.
Компания Viasat входит в шведский медиахолдинг Modern Times Group (MTG), 8 из 15 ее телеканалов, вещающих в России и СНГ, включая TV1000, TV1000 Русское кино, Viasat Explore, Viasat History, Viasat Nature, распространяются в базовых пакетах кабельных операторов. В прошлом году Viasat в России заработала на рекламе 103 млн шведских крон, указано в отчетности MTG. Это около 504 млн руб. по среднему курсу за 2013 год, то есть примерно восьмая часть всех затрат рекламодателей на тематическое ТВ: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, весь объем рекламы на кабельном и спутниковом ТВ в 2013 году составил 4 млрд руб. 

О возможном повышении цен на контент телепроизводители предупреждали еще в июне — во время обсуждения нашумевшего законопроекта о запрете рекламы на платном ТВ, принятого в последние две недели весенней сессии Госдумы. Операторы, в свою очередь, указывали, что финансовое бремя им придется перенести на абонентов. Но других писем о повышении лицензионных платежей опрошенным Ъ операторам пока не поступало.
Гендиректор Universal Networks в России Мераб Габуния не исключает такого повышения, но говорит, что решение еще не принято. Контент Юнион (каналы Еврокино, Русский иллюзион и др.) не будет повышать цены до вступления в силу закона, но такой инструмент не исключен, решения будут рассматриваться индивидуально с каждым оператором, говорит директор по маркетингу и рекламе компании Елена Сластенина. В Discovery Communications (Discovery Channel, Animal Planet), Viacom (MTV, Nickelodeon) и Sony Pictures Television International (Sony Entertainment Television, Sony Turbo) отказались от комментариев.Как ранее сообщал Ъ, с сентября в Акадо по истечении действовавшего с 2009 года соглашения прекратилось вещание четырех каналов группы Eurosport. Последняя объясняла это решением Акадо. Контракт, скорее всего, не будет продлен из-за завышенных ожиданий телепроизводителя по стоимости его контента, утверждает источник Ъ, знакомый с ситуацией.