Экспресс-АМ22 и Экспресс-АМ2 тандем

С 5 августа 2015 г. начнется коммерческая эксплуатация спутника Экспресс-АМ22 в орбитальной позиции 80° в.д., в которую космический аппарат был перемещен из точки 53° в.д.

Кроме того, в точке стояния 80° в.д. размещен и спутник Экспресс-АМ2. Оба спутника будут работать в одной орбитальной позиции (режим коллокации), но предоставлять услуги связи в разных диапазонах.
Об этом репортеру сообщил представитель пресс-службы ФГУП Космическая связь (ГПКС).31 июля 2015 г. специалисты ГПКС завершили перевод Экспресса-АМ22 в новую орбитальную позицию – 80° в.д. Ранее этот спутник работал в точке стояния 53° в.д. В апреле 2015 г. ГПКС запустило в коммерческую эксплуатацию спутник Экспресс-АМ6, который занял орбитальную позицию 53° в.д. В связи с этим ГПКС с апреля по июль переводило загрузку с Экспресса-АМ22 на Экспресс-АМ6. Благодаря переводу Экспресса-АМ22 в позицию 80° в.д. ГПКС дополнит возможности предприятия по предоставлению услуг связи и вещания в Кu-диапазоне в этой орбитальной точке, – подчеркнул представитель компании.
В настоящее время в точке 80° в.д. размещен также спутник Экспресс-АМ2. Перевод спутника Экспресс-АМ22 в точку 80° в.д. призван помочь ГПКС сохранить эту важнейшую для России орбитальную позицию. Проблемы в ней начались в июне 2008 г., когда впервые забарахлил находившийся в данной позиции космический аппарат Экспресс-АМ2. В декабре 2008 г. страховая компания Ингосстрах признала его частичную гибель. Тем не менее сейчас спутник Экспресс-АМ2 оказывает услуги связи, но с ограничениями.
Два спутника будут работать в одной орбитальной позиции, при этом спутник Экспресс-АМ2 будет использоваться для предоставления услуг связи в С-диапазоне, а услуги в Ku-диапазоне будут оказываться через Экспресс-АМ22, – пояснил представитель ГПКС. Практика размещения в одной орбитальной позиции одновременно нескольких спутников имеет широкое распространение в мире и именуется коллокацией.
Как ранее рассказывал руководитель группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев, на данный момент потребности всех клиентов ГК, расположенных в зоне покрытия АМ22 в позиции 80° в.д., полностью покрываются существующими сетями. В будущем, при увеличении спроса, мы безусловно будем рассматривать данный спутник как возможный вариант. К сожалению, сейчас из-за экономического кризиса трафик клиентов скорее уменьшается, чем растет, – отметил он.
На данный момент никаких соглашений по использованию спутника Экспресс-АМ22 у нас нет. В перспективе мы не исключаем, что компания будет рассматривать существующие на рынке возможности по расширению своих спутниковых емкостей, – сообщил представитель пресс-службы ООО Орион Экспресс.
Как  сообщила пресс-служба НТВ-Плюс, этот оператор спутникового ТВ не рассматривает позицию 80° в.д. как приоритетную для своего развития. Представитель пресс-службы ФГУП Российская телевизионная и радиовещательная сеть (РТРС) сообщил репортеру, что в настоящее время РТРС не планирует использовать емкости спутника Экспресс-АМ22. Напомним, ГПКС и РТРС являются исполнителями Федеральной целевой программы Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 гг..
РТРС использует спутники ГПКС для трансляции сигналов пакета цифровых телеканалов РТРС-1 (первый мультиплекс) и пакета цифровых телеканалов РТРС-2 (второй мультиплекс) на наземную распределительную сеть цифрового эфирного телерадиовещания. Для этого предприятием задействованы такие спутники ГПКС, как Экспресс-АМ7 (40° в.д.), Экспресс-АМ6 ( 53° в.д.), Экспресс-АМ33 (96,5° в.д.), Экспресс-АМ3 (103° в.д.) и Экспресс-АМ5 (140° в.д.).По словам заместителя генерального директора по развитию бизнеса ГПКС Ксении Дроздовой, спутник Экспресс-АМ22, в первую очередь, будет востребован для организации ТВ-перегонов из центральных в восточные регионы России, а также для оказания услуг фиксированной связи и спутникового ШПД. Кроме того, ГПКС также изучает возможность использовать перенацеливаемые лучи спутника Экспресс-АМ22 в интересах клиентов на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.