ГПКС выходит на рынок конечных пользователей VSAT-сетей

Оператор спутниковой связи ФГУП Космическая связь (ГПКС) выходит на рынок конечных пользователей VSAT-сетей.

Компания практически подготовила к работе два хаба – в Дубне и Хабаровске – и готова оказывать услуги как VSAT-оператор не только государственным структурам, но и операторам связи и корпоративным заказчикам.

Эксплуатируемые ГПКС сети VSAT построены в конце 90-х гг. на оборудовании Nextar компании NEC. В первую очередь ГПКС планирует перевод существующих потребителей на новые технологии. Год назад предприятие анонсировало создание подразделения, занимающегося услугами для конечных пользователей, которое начало активно работать с 2009 г. Сейчас ГПКС практически завершило строительство двух хабов на оборудовании iDirect Infiniti и iDirect Evolution, расположенных в московском регионе (ЦКС Дубна) и на Дальнем Востоке (ЦКС Хабаровск).

Хаб в Центре космической связи (ЦКС) Дубна будет работать с бортами Экспресс-АМ1, Экспресс-АМ22, Экспресс-АМ33 и – в будущем – Экспресс-АМ4, а хаб в ЦКС Хабаровск – с Экспресс-АМ3, Экспресс-АМ33 и Экспресс-АМ4.

На обновленных VSAT-сетях ГПКС, как и прежде, планирует оказывать услуги специальным потребителям и государственным структурам, предоставлять услуги хаббинга для операторов, а также работать с корпоративными клиентами.

Как рассказал репортеру ComNews директор департамента развития ГПКС Евгений Буйдинов, на первом этапе каждый хаб сможет поддерживать до 500 абонентов. При этом компания уже зарезервировала 70% емкости хаба в Хабаровске для одного из заказчиков.

Евгений Буйдинов отметил, что ГПКС готово обеспечить высокое качество предлагаемых услуг, однако и по стоимости планирует занять средний и верхний сегмент рынка. Кроме того, развивая новые направления, предприятие готово организовать для заказчиков централизованную систему видеонаблюдения за удаленными объектами с использованием VSAT-технологий. Причем сеть на базе ЦКС Дубна уже полностью готова к работе.

При наблюдении за объектом информация архивируется на локальном видео-сервере, – рассказал Евгений Буйдинов. – При обращении к нему, информация передается на центральный сервер, и пользователь может посмотреть как живое видео с места события, так и просмотреть имеющийся архив. Система видеонаблюдения позволяет фиксировать движение объекта, изменение освещенности, подсчитывать количество людей или машин, обнаруживать посторонние предметы. Автономный узел видеонаблюдения может работать с 4 и более видеокамерами, обеспечивает бесперебойное питание в течение 20 минут, передавать изображение в формате Mpeg-4. При этом стоит он всего вдвое дороже стандартного VSAT-терминала.

Организация сети VSAT нормальная практика для операторов, – уверен заместитель генерального директора Газпром космические системы Игорь Кот. – Мы получаем две трети дохода от продажи ресурса как спутниковый оператор и треть дохода – от услуг сети VSAT. По словам Игоря Кота, компания обслуживает около 270 станций Газпрома и примерно 400 станций Гимназического союза России. Каждый мегагерц, проданный через услугу, дает доход в 1,6-2 раза, чем проданный в качестве ресурса, но и расходы в этом случае выше, – говорит Игорь Кот.

ГПКС планирует выход на рынок конечных пользователей уже в течение лет десяти, – напоминает региональный директор Hughes Network Systems в России и СНГ Константин Ланин. – Однако до сих пор этого не случилось, и перспективы возрождения проекта сомнительны.

Операторы, работающие на рынке VSAT, уверены, что ГПКС сосредоточится лишь на специальных проектах и государственных заказчиках и передела рынка не состоится. Думаю руководство ГПКС проявляет интерес к хабовым технологиям только с точки зрения специальных проектов, – уверен генеральный директор компании Стэк.Ком Олег Куц. – Выход на общий рынок их не очень должен интересовать, их рынок на 1-1,5 порядка выше. По его мнению, успех в работе по этому направлению ГПКС может принести создание отдельного подразделения, активно занимающегося продажами. А на это нужно время и деньги, – убежден Олег Куц.

Государство хочет иметь собственного оператора для спецпотребителей. Гражданские операторы на этот рынок не допускаются, – солидарен с коллегой генеральный директор компании Сетьтелеком Сергей Пехтерев. – Да и общение с государственными заказчиками для нас зачастую влечет сложности. Это не тот рынок, за который бьются операторы. Что касается хаббинга, хотя на первый взгляд предложение не кажется заманчивым, не исключено, что в условиях дефицита ресурса, я вынужден буду на него пойти.

В то же время генеральный директор VSAT-оператора РуСат Сергей Алымов опасается, что развитие ГПКС новых направлений приведет к повышению тарифов на спутниковый ресурс. Операторов вряд ли заинтересует услуга хаббинга поскольку в этом случае вся инфраструктура будет сосредоточена у ГПКС, и клиентам будет проще работать с ним напрямую, – рассуждает он. – Остальные же операторы не смогут конкурировать на рынке. В то же время другие операторы самостоятельно могут предложить более качественный сервис по развертыванию VSAT-сетей. Однако деньги, вложенные в развитие новых направлений, предприятие постарается в кратчайшие сроки вернуть и, скорее всего, за счет повышения тарифов на ресурс.