Спутники присматриваются к Интернету

Сразу два оператора спутникового телевещания – НТВ Плюс и Триколор ТВ – на прошедшей в среду XVI Ежегодной конференции операторов и пользователей сетей спутниковой связи и вещания РФ Satrus-2011 заявили о том, что будут присматриваться и двигаться в другие сферы вещания и технологии, в частности – в Интернет.

Изменения на рынке состоят в том, что операторы все чаще играют не одну роль, которая была присуща им ранее, но пытаются каким-то образом освоить чужую поляну: пытаются объединить различные функции, пытаются в итоге завоевать больше денег и контролировать рынок за счет абонентской базы, – рассказал о смене парадигм в работе спутниковых операторов директор по развитию Коминфо Консалтинг Евгений Соломатин.
На западе спутниковые операторы, такие как SES, через дочерние компании объединяют в себе услуги оператора телевещания и широкополосного мобильного доступа, двигаясь к конвергентной модели предоставления услуг спутникового вещания. SES Astra, к примеру, является членом консорциума HbbTV (Hybrid Broadband Broadcast TV), который пытается продвинуть гибридный стандарт цифрового телевидения и мультимедийных услуг HbbTV на европейский рынок.
По данным ИКС-консалтинг, прогнозируемый рост абонентской базы пользователей платного спутникового телевещания в России – 6% в год, что ниже общемировых тенденций для развивающихся стран, а объем рынка на текущий момент составляет 33 млрд руб.
Налицо рост выручки от IPTV-сервисов по всему миру. В ближайшее время мы планируем запустить программу передачи своего контента операторам IPTV, – заявил Олег Колесников, технический директор НТВ Плюс. По его словам, спутниковым операторам приходится конкурировать с сервисами интернет-видео, такими как iwi.ru и now.ru, которые предоставляют пользователю контент по запросу бесплатно или за символическую плату и без покупки дополнительного оборудования. Компания активно продвигает новые услуги, такие как просмотр архивированных трансляций футбольных матчей через Интернет, спутниковое вещание спортивных событий в кинотеатрах и другие сервисы, все более тесно переплетающиеся с видеостримингом в глобальной сети. В компании полагают, что им есть куда развиваться, в случае если наземный сегмент вещания через Интернет станет занимать лидирующие позиции на рынке.
Павел Басов, технический директор Триколор ТВ, в беседе с репортером ComNews отметил, что в компании разрабатывают различные интернет-ориентированные услуги, о которых пока предпочитают не говорить. По его мнению, сдвиг в эту сферу заметен каждому, кто окинет взглядом рынок связи. В компании так же хотят начать производство собственного контента.
Слияние телевещания и Интернета намечено и в проектах цифровых мультиплексов. Речь идет не только о распространении телевизионных каналов, но и о предоставлении населению доступа к Интернету и услугам электронного правительства. К примеру, преимуществом стандарта DVBT-2 является повышенная скорость передачи данных, которая позволяет осуществлять трансляцию большего числа телевизионных каналов и организовать прямой канал, обеспечивающий доступ к таким сервисам, как электронная почта и рассылки, электронное правительство, оповещение о внештатных ситуациях и т.д., – объяснил советник президента Национальной ассоциации телевещания (НАТ) Владимир Лившиц. – Цифровой дивиденд должен дать возможность размещать больше каналов в цифровых мультиплексах, развивать телевидение высокой четкости, а потом и сверхвысокой четкости. Мы должны работать над созданием подлинного, а не псевдоинтерактивного вещания, которое потребует обратных каналов связи и позволит цифровому телевидению предоставлять, а может даже и опережать, те возможности, которые предлагает Интернет.