Спутники Экспресс-АМ4R и Экспресс-АМ7

ФГУП Космическая связь (ГПКС) планирует до конца года подписать контракты на производство двух спутников – Экспресс-АМ4R и Экспресс-АМ7.

Первый аппарат, по планам ГПКС, полностью повторит утерянный в августе Экспресс-АМ4. Оба спутника будет изготавливать EADS Astrium, в результате парного заказа предприятие сэкономит 1 млрд руб.
Об этом рассказал генеральный директор ГПКС Юрий Прохоров на пресс-конференции, посвященной итогам года предприятия. В соответствии с совместным решением Роскосмоса и Минкомсвязи, до конца этого года мы должны заказать два космических аппарата, – объяснил Юрий Прохоров. – По характеристикам они аналогичны утерянному Экспрессу-АМ4. Это Экспресс-АМ4R и Экспресс-АМ7, которые будут установлены в орбитальных позициях 80 и 40 град.в.д. Мы закажем их производство у EADS Astrium, что позволит сократить сроки и стоимость создания.
По словам Юрия Прохорова, ГПКС еще до решения Минкомсвязи и Роскосмоса разослало запрос на коммерческое предложение всем потенциальным поставщикам. Более-менее проработанные решения предложили ИСС Решетнева, Thales Alenia Space. Но наиболее выгодное контрактное предложение представила EADS Astrium – за счет парного заказа мы смогли сэкономить 1 млрд руб. , – уточнил генеральный директор ГПКС.
Конечно, многие спутники связи построены на типовых платформах, – полагает генеральный директор Сетьтелекома Сергей Пехтерев. – Так, Экспресс-АМ4 создан на платформе EuroStar3000, как и десятки других спутников, от европейской Astra 1N до арабского Yahsat. Но они родственники, а не близнецы, каждый из них заказывается оператором связи под разное число транспондеров, диапазонов, антенн, лучей. Поэтому все проектные работы по размещению полезной нагрузки, стыковке ее с платформой, совместной проверке – это сотни часов труда специалистов. По мнению Сергея Пехтерева, существенно сократить время и затраты возможно, если заказывать идентичный спутник. В этом случае техническое задание оператора на спутник еще актуально, коммерческая ситуация на рынке прежняя. Так поступил год назад Eutelsat, заказав W3D после гибели W3B. Видимо, этим же путем пойдет и ГПКС, заказывая замену Экспресс-АМ4.
Генеральный директор спутникового оператора РуСат Сергей Алымов находит скидку в 1 млрд руб. вполне обоснованной. На Экспресс-АМ4R уже разработана вся необходимая документация и определены поставщики, то есть затраты на проектирование минимальны, нужно просто воспроизвести ранее созданный космический аппарат, – рассуждает он. – Очевидно, что ситуация покупаешь два спутника, и второй достается со значительной скидкой в этом случае как раз имеет место.

По мнению Сергея Алымова, благодаря заказу этих двух бортов российские пользователи получат необходимый спутниковый ресурс. Также улучшится состояние российской спутниковой группировки, ведь Экспресс-АМ4R и Экспресс-АМ7 займут ключевые орбитальные позиции. Экспресс-АМ4R после запуска встанет в точку 80 град.в.д., из которой осуществляется покрытие практически всей территории РФ, а Экспресс-АМ7 – в позицию 40 град.в.д., откуда обеспечиваются наибольшие углы покрытия Европейской части России.