Экспресс-АМ6 деградировал

ФГУП Кос­ми­чес­кая связь (ГПКС) от­клю­чило ство­лы Ка-диа­па­зона кос­ми­чес­ко­го ап­па­рата (КА) Экс­пресс-АМ6

Оператор спутниковой связи Радуга-Интернет прекратил оказывать сервис широкополосного доступа в интернет через ИСЗ Экспресс-АМ6. Об этом компания сообщила 25 марта на своем сайте. В сообщении оператора говорится, что дальнейшая работа спутниковых VSAT-станций, уже настроенных на этот спутник, невозможна.
Такое решение руководство ООО Радуга-Интернет приняло после того, как компания получила информационное письмо от ГПКС, извещающее партнеров о том, что после проведения 25 марта 2020 г. внеплановых профилактических работ на КА Экспресс-АМ6 стволы Ка-диапазона будут отключены.
Причиной отключения стала аномальная работа жидкостного контура системы терморегулирования космического аппарата Экспресс-АМ6, которая привела к деградации технических характеристик спутника. Таким образом, стало невозможно оказывать услуги надлежащего качества. Об этом говорится в письме ГПКС, на которое ссылается Радуга-Интернет. ComNews отправил запрос в ГПКС и ожидает комментария.

Чтобы справиться с произошедшим Радуга-Интернет подготовила план мероприятий по переводу действующих абонентов на другие спутники связи, включая замену клиентского оборудования, если это потребуется. Мы приносим извинения за данные форс-мажорные обстоятельства и со своей стороны постараемся сделать все возможное для бесперебойной работы интернет-сервисов, – сообщается в обращении оператора.Однако эффект от отключения стволов Ка-диапазона на спутнике Экспресс-АМ6 испытала не только Радуга-Интернет. В данный момент нами проводится комплекс мер по переводу всех абонентских станций на альтернативные ИСЗ, – сообщил ComNews коммерческий директор ГК AltegroSky Руслан Акчулпанов. – Технологические возможности и разнообразие платформ Ka- и Ku-диапазонов в сети AltegroSky позволяют нам выполнить перевод в краткие сроки. По его словам, для части абонентов предоставление сервисов уже восстановлено, а завершение всех работ запланировано на ближайшее время.
Аналогичное письмо от ГПКС 25 марта получил и спутниковый интернет-оператор Стриж. Отключение произошло сегодня ночью, сейчас стволы Ка-диапазона на Экспресс-АМ6 отключены, – рассказал ComNews вчера генеральный директор ООО Стриж Андрей Ромулов. – Остальные транспондеры, по нашей информации, работают штатно.
Андрей Ромулов заявил о том, что в результате аварии без услуг спутникового ШПД осталось около 3000 клиентов. Сейчас мы совместно с коллегами из ГПКС разрабатываем план перевода клиентов на альтернативные спутники. 99,5% клиентов можно перевести на другие КА, сейчас мы определяем условия и сроки. Все силы мобилизованы для решения проблемы, усилен наш контакт-центр для оперативного информирования клиентов и обработки потока обращений, – рассказал глава Стрижа.
Говоря о масштабах произошедшего, Андрей Ромулов отметил, что почти 60% клиентов можно перевести оперативно без замены оборудования: им достаточно повернуть антенну и произвести минимальные настройки. Сейчас клиентам в этом дистанционно помогают наши инженеры технической поддержки. Остальным необходима замена оборудования и помощь на местах. Этим сейчас занимаются наши штатные специалисты и сертифицированные партнеры в регионах. Наша цель – перевести клиентов в кратчайшие сроки, и мы будем делать все, что в наших силах, чтобы сократить время простоя услуг, – пообещал руководитель Стрижа.
Акционер оператора спутниковой связи Ka-диапазона КА-Интернет Сергей Пехтерев рассказал о том, что компания проанализировала ситуацию и составила план по переводу клиентов на другие спутники – Экспресс-АМУ1, Ямал-601, Экспресс-АМ33 и Экспресс-АМ5. Наша задача состоит в том, чтобы перевести всех клиентов в минимальные сроки. Однако в свете мероприятий по борьбе с коронавирусом в стране этот процесс может затянуться и занять 10-15 дней, особенно для труднодоступных регионов, – говорит Сергей Пехтерев. Поскольку для некоторых удаленных клиентов нужно доставить альтернативный комплект VSAT-терминала, то компания является заложником транспортных служб и Почты России. Там, где можно просто перевести имеющийся терминал на другой спутник, процесс перевода и возобновления сервиса займет считаные дни, главное – доставить до клиента инструкцию по порядку действий, – объяснил Сергей Пехтерев.
По оценкам Руслана Акчулпанова, сложившаяся ситуация безусловно затронет большинство операторов. Для VSAT-рынка – это тяжелый удар. Наш бизнес в принципе имеет невысокую рентабельность, а сейчас VSAT-операторам придется потратить большие средства на организацию замены оборудования плюс потери дохода в период простоя, – сетует Сергей Пехтерев.
По данным независимого эксперта Игоря Ильинчика, есть переизбыток ресурса в Ка-диапазоне на Экспресс-АМУ1 и Ямал-601. VNO-операторам и пользователям Ка-диапазона Экспресс-АМ6, как ни прискорбно, придется переводить свои сети на оборудование другого вендора, – говорит Игорь Ильинчик. – Отдельно хочу выразить сочувствие и поддержку в адрес оператора Радуга-Интернет и его бенефициаров в связи со случившимся на орбите форс-мажором. Учитывая ситуацию с коронавирусом, уместно вспомнить поговорку беда никогда не приходит одна.
Российский спутник Экспресс-АМ6 по заказу ГПКС создало АО Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнёва совместно с ФГУП Научно-исследовательский институт радио (НИИР) и компанией MDA Corporation (Канада). Экспресс-АМ6 был изготовлен для Федеральной целевой программы Развитие телерадиовещания в РФ на 2009-2015 гг. в рамках Федеральной космической программы России на период до 2015 г. Спутник Экспресс-АМ6 оснащен 72 транспондерами C-, Ku-, Ka- и L-диапазона на базе платформы Экспресс-2000 (общий ресурс – более 2700 МГц). Срок активного существования КА по целевому назначению составляет 15 лет.
Экспресс-АМ6 запустили на орбиту 21 октября 2014 г. Коммерческая эксплуатация спутника началась 22 апреля 2015 г. (см. новость ComNews от 22 апреля 2015 г.). Экспресс-АМ6 занимает орбитальную позицию 53° в.д. и покрывает территории России, Европы, Ближнего Востока, Африки и Азии. До этого момента в данной позиции работал космический аппарат Экспресс-АМ22. Экспресс-АМ6 предназначен для предоставления услуг телерадиовещания, высокоскоростной передачи данных и широкополосного доступа к информационным ресурсам (в Ка- диапазоне частот), услуг мультимедиа, телефонии и подвижной связи на территории Европейской части России, Урала и Западной Сибири. Ресурс спутника Экспресс-АМ6 также рассчитан на российских и зарубежных пользователей на территории стран Африки, Европы и Ближнего Востока.
Согласно материалам закупок ГПКС, Экспресс-АМ6 в период с 31 марта 2019 г. по 31 марта 2020 г. был застрахован на сумму 4,6 млрд руб. Доля ПАО Ингосстрах в страховом договоре составила 60%, АО Согаз – 30% и ОАО АльфаСтрахование – 10%.