ГПКС ищет подрядчика

Сегодня состоится заседание правительственной комиссии по телерадиовещанию, на котором будет решаться вопрос о строительстве спутника Экспресс-АМ4R, который планируется изготовить взамен утраченного Экспресса-АМ4. Об этом сообщил генеральный директор ФГУП Космическая связь (ГПКС) Юрий Прохоров (на фото) на XVI Ежегодной конференции операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания РФ SATRUS-2011. Позднее ГПКС должно определить подрядчика.
Три спутника – АМ7, АМ9 и АМ4R будут законтрактованы в ближайшее время. Вопрос о создании АМ4R, замещающего утерянный аппарат АМ4, в настоящий момент обсуждается на уровне Россвязи, Минкомсвязи и, соответственно, производителей. Мы надеемся, что наши предложения по строительству этого аппарата, на которое потребуется не менее 27 месяцев, поддержит правительственная комиссия по телерадиовещанию, которая будет проходить завтра, – сообщил Юрий Прохоров.
Пресс-служба ГПКС уточнила, что подрядчик еще не определен. Предприятие обязано рассмотреть все предложения производителей. На изготовление полезной нагрузки может претендовать EADS Astrium и Thales Alenia Space. Ни один из запущенных на геостационарную орбиту аппаратов, в производстве которых участвовала Astrium, не был утерян по вине нашей компании. И среди страховщиков у нас, пожалуй, наилучший track record, то есть запись по существованию аппаратов на орбите и их эксплуатации, – заявил на конференции SATRUS региональный директор EADS Astrium по России и странам СНГ. Thales Alenia Space, как и другие компании, заинтересована в заказе на изготовление Экспресса-АМ4R, но решать этот вопрос все равно будет заказчик – ФГУП Космическая связь, – сказал репортеру ComNews региональный директор России и СНГ Thales Alenia Space Ашот Бакунц. В прошлом году Thales Alenia Space подписала с ГПКС контракт на 3 аппарата: Экспресс-АТ1, АТ2 и АМ8, – напомнил Ашот Бакунц на конференции SATRUS-2011.
Экспресс-АМ4 – не единственный спутник, которому необходимо найти замену. По словам директора по космическим программам и проектам ГПКС Владимира Зарубина, из 11 спутников российской орбитальной группировки восемь должны прекратить работу в ближайшие два года: В первую очередь необходимо заменить спутники Экспресс-А4 и А2, два космических аппарата зарубежного производства – Бонум-1 и Eutelsat-W4 – в связи с выработкой планируемого срока активного существования (САС). АМ1 и АМ2 требуют замены из-за системных отказов, а АМ3 и АМ22 – из-за большого количества неисправностей в работе. Как отмечает Владимир Зарубин, замену этих спутников нужно произвести не позднее 2013-2014 гг., но новые космические аппараты еще не заказаны и не изготовлены.
Ситуация с российской спутниковой группировкой остается напряженной, – считает Юрий Прохоров. – Космические аппараты, созданные в 2002-2006 гг., не оправдали надежд. Очень ждали Экспресс-АМ4, но космический аппарат утерян. Мы предпринимаем шаги для скорейшего исправления ситуации, заказывая новые аппараты. В настоящее время шесть космических аппаратов находятся в производстве, надеемся, что два или даже три из них удастся заказать до конца года.